Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Летом рынок может остаться без госконтроля

Об этом заявила Надежда Назина, главный торговый инспектор РФ, выступая на международной конференции «Контроль на потребительском рынке и защита прав потребителей в странах СНГ», прошедшей недавно в С.- Петербурге в рамках «Санкт-Петербургского Экономического форума».

Тревожный сигнал с высокой трибуны прозвучал неслучайно. Дело в том, что с 1 июля с. г. Департамент госторгинспекции Минэкономразвития и торговли РФ в свете разворачивающейся административной реформы прекращает свое юридическое существование. Планировалось, что сотрудники Госторгинспекции всем составом автоматом должны влиться в новое ведомство – Федеральную службу по защите прав потребителей и благополучию человека, объединившую органы Госсанэпиднадзора, отделы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, отвечавшие за работу по защите прав потребителей, а также Госторгинспекцию.

Однако сегодня мест в штатном расписании новой федеральной службы для работников торговой инспекции пока не предусмотрено. Складывается впечатление, что создание новых институтов исполнительной власти не было заранее четко проработано и спланировано правительством, которое, наверное, посчитало, что в решении такого вопроса, как защита прав потребителей, можно руководствоваться принципом Наполеона: сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим. Как сообщила Людмила Гульченко, заместитель директора Федеральной службы, формирование новой структуры начнется только после 1 сентября 2004 г. До этого времени сотрудникам Департамента госторгинспекции предлагается, видимо, отдохнуть — лето как-никак!

Никто не спорит, отдых – дело хорошее. Но ведь именно летом резко летит вверх кривая нарушений на потребительском рынке. Это и несанкционированная торговля в неустановленных местах, и появление новых точек общепита, зачастую не соблюдающих правила торговли, и реализация продуктов питания, особенно скоропортящихся, без соблюдения должных условий хранения и температурных режимов. И как раз в этот период, когда от новорожденной правозащитной госструктуры требуются четкие слаженные действия, потребителя оставляют один на один с его проблемами. Хорошо, если только на лето…

То, что потребитель – самое слабое звено на потребительском рынке (в отличие от рынка западного. – Прим. авт.), на конференции отмечали представители всех стран СНГ. В Белоруссии, например, официально запрещено консультирование потребителей за деньги, при этом государство не финансирует общественные организации по защите прав потребителей. В Азербайджане, наоборот, бюджетом 2005 г. предусмотрено финансирование всех 16 обществ потребителей. А в Узбекистане и Киргизстане в школах даже введен специальный курс потребительской грамотности.

В России организации, защищающие права потребителя, не избалованы вниманием со стороны властей. Курс, взятый правительством на дерегулирование экономики, к сожалению, не предусматривает поддержку общественных и некоммерческих организаций, роль которых в регулировании рынка сегодня все возрастает. Об этом, в частности, заявил на конференции заместитель председателя Госдумы Сергей Бабурин.

Он также сформулировал ряд принципов, следование которым, по его мнению, сделает потребительский рынок страны цивилизованным и поможет России войти в ВТО:

1. Ужесточение мер экономико-правового воздействия, а также создание условий конкурентоспособности формальной экономики, вытеснение с рынка неформальной.

2. Отмена лицензирования, обязательной сертификации предприятий розничной торговли и услуг должна компенсироваться другими гарантиями безопасности товаров и услуг. Должны быть подняты статус и увеличены полномочия общественных организаций по защите прав потребителей, а также организаций саморегулирования, прописаны в законах нормативно-правовые условия деятельности этих организаций, их совместимость с госорганами регулирования потребительского рынка.

3. Эффективным барьером для распространения некачественных товаров и услуг должны стать страховые компании.

4. Более полное использование механизмов биржевой торговли позволит определять рыночные котировки цен и защитит потребительский рынок от необоснованно высоких цен на товары и услуги.

5. Создание целостной концепции развития внутренней и внешней торговли России, в которой должны быть прописаны формы государственного регулирования потребительского рынка на разных уровнях. Пора покончить с иллюзией, что государство должно уходить от регулирования рынка.

6. Госдума должна принять закон о внутренней торговле, в котором были бы прописаны как запретительные, так и протекционистские механизмы.

7. Необходимо сформировать единую систему органов воздействия на потребительский рынок. Сегодня субъекты защиты прав потребителей (госконтроль, местные органы самоуправления, некоммерческие и общественные организации, коммерческие организации) автономно формируют запрещающие, барьерные механизмы, направленные на обеспечение защиты прав потребителей. Такая автономность, по мнению Сергея Бабурина, с одной стороны, ведет к дублированию функций контроля, с другой – к неэффективности воздействия органов регулирования и контроля на потребительский рынок.

Задачи, сформулированные Сергеем Бабуриным, безусловно, актуальны. Однако наряду с перспективными задачами есть и повседневные заботы. А вот про них никак нельзя забывать сегодня тем, кто призван держать руку на пульсе потребительского рынка. В противном случае переходный период может затянуться, и тогда Россия может быть отброшена к состоянию начала 90-х годов, когда 90% потребительской продукции, по оценкам экспертов, представляло опасность для человека.

Всеволод Вишневецкий