Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Евгений Дятлов: Не хочу "возмущать пространство" пустыми ролями

Евгения Дятлова зрители знают в разных ипостасях: как драматического актера Театра сатиры (в спектаклях "Дон Жуан",  "Опасные связи", "Вертепъ") и как участника популярных телесериалов ("Черный ворон", "Бандитский Петербург", "Улицы разбитых фонарей", "Охота на Золушку" и многих других). Еще Евгений любим петербуржцами как исполнитель романсов, сольные концерты которого проходят с аншлагом. Именно таким сильным красивым голосом обладал герой булгаковской "Белой гвардии" Шервинский, которого в спектакле "Дни Турбиных" Молодежного театра на Фонтанке играет Евгений Дятлов.

Знакомый голос рендала

- Евгений, порой мы даже чаще слышим ваш голос , чем видим вас самого…
- Да, периодически… хотя, скорее, уже постоянно озвучиваю рекламные вокальные ролики на радио и много работаю на дубляже зарубежных фильмов на студии "Нева-1".

- Кто же из известных героев говорит вашим голосом?
- Если вы смотрели "Бойцовский клуб", то там моим голосом говорит Нортон. В фильме "Перл Харбор" - Бен Аффлек, в "Десперадо-2" - Уильям Дефо, в "ХХХ" - Вин Дизель. С мультфильмами диснеевскими работал: в "Корпорации монстров" дублировал знаменитого Стива Бушеми, который в оригинале говорил за Рендала.

- Интересно, а серьезные театральные актеры не считают дубляж черновой работой второго сорта?
- Ни в коем случае. Это очень интересная и своеобразная работа, требующая особого подхода и колоссального напряжения. Чтобы зритель наслаждался качественно озвученным зарубежным фильмом, филигранную работу проделывают и режиссер дубляжа, и укладчик, который переводит и составляет фразы так, чтобы они совпадали по артикуляции, и актер, который должен попасть в артикуляцию и при этом интонацией передать характер героя. Это непросто и даже мучительно: иногда работа летит на вдохновении, а порой и до 15 раз приходится прокручивать петлю фразы, чтобы голос органично лег на изображение. Качество всего фильма в итоге во многом зависит от каждого конкретного актера, диапазона его голосовых данных. Неудачный дубляж запросто испортит хороший фильм.

К рампе - от станка
- Именно диапазон и тембр вашего красивого голоса привели вас в актерскую профессию?
- В детстве я занимался музыкой, любил петь, но ясных целей не имел. В результате поступал в Харьковский университет (жил тогда на Украине в Никополе) на французское отделение филфака только потому, что так захотела мама. Но судьба распорядилась по-другому: моего младшего брата комиссовали из армии, маме в какой-то момент было тяжело одной, и мне пришлось идти на завод. Работал на станках с ЧПУ - это такие громадные баки. Я закрывался в них, меняя резцы и, забыв, что голос разносится по всему цеху, пел во всю мощь и удовольствие. И как-то подошел ко мне старший смены, похлопал по плечу и сказал: "Что ты здесь делаешь? Тебе надо ехать в сто лицу и петь там!" Я задумался и… решился. Так попал на курс Куницына в ЛГИТМиК… Мне тогда было 22 года.

- Ваш выпуск пришелся на самый пик кризиса, когда многие даже именитые актеры оказывались невостребованными…
- Я начинал работу в театре "Буфф", когда там была блистательная команда: Юра Гальцев, Гена Ветров, братья Ануфриевы, Гоша Пицхелаури, Миша Трясоруков, Лена Воробей (тогда Либенбаум) и другие. Мы были молодые, у нас фонтанировали энергия и фантазия. Ужас, за какие копейки мы играли по три спектакля в день! За талоны играли! Сейчас вспоминаю - и бред, и ужас, и восторг! Это была хорошая школа - и профессии, и выживания. Еще в студенческие годы участвовал в рок-фестивалях, пел в "АукцЫоне" (записали диск "Как я стал предателем"), исполнял альтернативный рок в других группах. Но случилось мне быть год и безработным, пока меня не пригласил Семен Спивак в Молодежный театр, где я задержался на целых семь лет.

Чтобы зритель не "чесался"
- Сегодня зритель знает вас также и по фильмам. Кстати, как вы оцениваете качество отечественных сериалов?
- Да плохо. Хотя нет, не совсем отрицательно - я спорю порой внутри себя. Я считаю, что сериал надо начинать снимать тогда, когда все люди съемочной группы заинтересованы в конечном материале в глубинном понимании этого слова, изучив тему "от и до". Помню, как "Спецназ" начинали снимать. Это ведь интереснейшая, но сложнейшая тема! Когда меня пригласили на роль, я поднял весь свой объем военных знаний, всей специфики (сам я служил в топогеодезических войсках, мы программировали крылатые ракеты), покупал журналы, книги; нам привели консультантов-спецназовцев, в которых мы буквально вцепились, "высасывая" из них информацию. Но что поразительно, самого режиссера суть профессии нисколько не интересовала. В итоге четыре отснятые серии полетели в корзину, а производство фильма отдали москвичам.
Считаю, что когда ты снимаешь человека определенной профессии, то должен быть в ней правдив. Это должно быть обязательным условием. Только после этого - и художественный вымысел, и авторское прочтение, и все остальные условности кино. Нужно уметь быть художником внутри заданной темы. Иначе кому нужен такой фильм? Его будут смотреть, затаив дыхание, только домохозяйки, а специалисты, о которых рассказ, будут видеть "блох", и если тех будет много - начнут "чесаться". Мне было бы неловко за такую работу.

- А какие сериалы вы отнесли бы к образцу качества?
- Мне очень понравился подход к работе в "Бригаде". Режиссер Алексей Сидоров собрал актеров на роли главных героев и месяц их "варил-крутил", учил, погружал в тему. В итоге если даже текст приходил к ним за день до съемок - он уже все равно становился для них органичным, своим. Поэтому и сериал вышел качественным и стал популярным. Очень точно сказал Бодров-младший: целлулоид (кинопленка) сразу покажет любую фальшь. Порой я вижу, как актеры врут, порой и я вру, потому что беспомощен в неподготовленной атмосфере. Это как альпинисты идут в горы, заранее тщательно проверив свое снаряжение, потому что озираться на 3000 метрах над уровнем моря уже поздно.

- С какими режиссерами вы работали с особым удовольствием?
- В "Черном вороне" с Борей Горловым и Игорем Москвитиным. Они очень тщательно отнеслись к своему делу. Дух и атмосфера фильма соответствуют 50-м годам. А если бы вы знали, каким мизерным бюджетом все это делалось! Интересно было работать с Владимиром Владимировичем Бортко в "Бандитском Петербурге". Еще когда смотрел его "Собачье сердце", думал: вот бы к нему попасть! Работу он делает классно: живо и не затянуто. В кадре у него я просуществовал недолго, но ярко. Огромное удовольствие от работы и общения я получил с Сергеем Снежкиным в "Убойной силе-4". Это художник с большой буквы, со своей философией. Он умеет передать свою философию и актеру. Поэтому любой актер в его фильмах - успешен. Сейчас окончились съемки в сериале Димы Месхиева "Линии судьбы", который уже появился на экране. Это фильм о провинциалах, приезжающих покорять столицу, которая их и перемалывает… Там задействованы многие ведущие питерские актеры.

Кефир как величина постоянная
- Евгений, так как тематика нашей газеты потребительская, не могу не заинтересоваться вами и как потребителем…
- О, потребитель я достаточно пристрастный. Помните, как в "Бойцовском клубе" говорит Эдвард Нортон: "Я подбираю всю продукцию так, чтобы если столик - то в стиле "инь-янь", если диван - то "ахмашаб со стрингами", а посуда непременно должна иметь магматические элементы-вкрапления"… Я тоже обращаю внимание на современный дизайн товаров, в том числе и продуктов. Например, очень приятно взять в руки пластиковые бутылочки, запаянные фольгой. Предпочитаю все натуральное: колбасы в натуральных оболочках, свежие мясо и рыбу, не люблю вакуумных упаковок. Одежду - из "живых" тканей в теплых тонах.

- Вам случалось "пасть" жертвой рекламы?
- Нет, потому что я сам работаю с ней и знаю ее "психологические" рычаги. Хотя порой и сам поражаюсь "талантам" рекламистов. Со всех каналов нам радостно сообщают, что вдруг для нас начали делать всякие уникальные кефиры, с бактериями и прочими целебными составляющими. И подают это зрителю так, будто до настоящего момента он пил абсолютно бесполезный пустой кефир. Как при этом человек до настоящего дня дожил - непонятно. Я пил кефир в советское время, пью его сейчас и разницы особой не вижу.

- А разочароваться какой-то крупной покупкой приходилось?
- Была такая глупость: приобрел у распространителя пояс бодишейпер за 400 долларов. Зачем? Лучше бы более полезную вещь купил! Если я набираю вес - знаю совершенно точно, что нужно идти в спортзал. У жены (актриса Театра сатиры Юлия Джербинова) фигура и так идеальная. Телереклама гласит, что, надев этот пояс, можно заниматься любыми домашними делами: смотреть телевизор, или стирать, или готовить… Да ничего подобного! Тебя дергает в нем так, что ни о чем другом думать уже невозможно! Такое мучение на себе долго не проносишь…

Время общаться!
- Евгений, в каких последних ролях в театре вас можно увидеть?
- Режиссер Роман Смирнов выпустил в Театре сатиры спектакль "Вертепъ" по роману Федора Сологуба "Мелкий бес" с народным артистом России Юрием Ицковым в главной роли, где я играю Рутилова. В последнее время я не рвусь участвовать в каждом спектакле. Я возьмусь за роль, в которой мне будет стопроцентно интересно и в которой я увижу свой путь, чтобы его пройти, вновь открыть себя и расти - вот это интересно! Таковой, надеюсь, станет для меня образ Кента из "Короля Лира", которого мы сейчас репетируем.

- Меняется ли с течением времени интерес зрителя к театру? Какая тема сегодня им особо востребована?
- Зрителем востребовано (наконец-то!) общение. Помните из "Библии", как говорил один из пророков: грянул гром, ударила буря, и он подумал - это Бог! Потом посыпались камни, земля сотряслась, и он вновь подумал - это Бог! А затем он услышал легкое нежное дуновение ветерка. И тогда он понял: вот это и есть Бог. Так вот, когда наступает такое особое, спокойное, благоговейное и этим самым - волнительное состояние внутри каждого - тогда люди тянутся друг к другу и хотят общаться. Мы этот постулат очень прочувствовали по нашим зрителям. Утихли в стране оглушительные финансовые, политические и криминальные битвы, и народ захотел общаться. Общаться - это не только беседовать. Можно наблюдать, переживать, сочувствовать, молча смотреть друг на друга - и все равно общаться. Театр дает возможность такого внутреннего развития и выдерживает проверку временем.

Беседовала Алла ФЕСЕНКО
Фото Олега МОЧАЛОВА