Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Что ждут потребители от нового правительства и президента России?

15 марта – Всемирный день прав потребителей. Традиционно в этот день организации, защищающие права потребителей, подводят итоги своей работы. На днях свой отчет представил и Союз потребителей России. И одновременно сформулировал основные проблемы потребителей, решение которых напрямую зависит от избранного президента и нового правительства.

По словам Петра Шелища, председателя СПРФ и одновременно депутата Госдумы, за прошедшие несколько лет у россиян заметно прибавилось решимости защищать свои нарушенные потребительские права. Повысилась и результативность защиты прав потребителей.

В 2003 году в потребительские организации страны, входящие в Союз, за помощью и консультациями обратились свыше 150 тыс. граждан. По обращениям потребителей дано свыше 100 тыс. консультаций. Составлено более 35 тыс. претензий, из них 81% удовлетворен в досудебном порядке. В судах возбуждено около 3 тыс. дел (в 2002 г. завершено судебным решением 1,8 тыс. дел, в т.ч. 92% в пользу истцов).

Кроме того, в судах велось около 500 дел в защиту неопределенного круга потребителей. Значительная часть из них связана с нарушениями в сфере торговли, жилищно-коммунального обслуживания.

Сумма ущерба, возмещенного потребителям с помощью СПРФ в минувшем году, составила более 120 млн. руб.,в т.ч. по решениям судов – более 28 млн. руб. К сожалению, сумма штрафов, наложенных судами, которая в соответствии со ст.13 Закона «О защите прав потребителей» могла бы составить многие миллионы, по факту оказалась гораздо меньше — всего 580 тыс. руб. Анализируя эти цифры, можно сделать вывод о том, что подобная судебная практика, опирающаяся на пробелы в законодательстве, явно не стимулирует злостных нарушителей прав потребителей стремиться решать споры в досудебном порядке.

Потребительскими объединениями России было организовано 15 тыс. различных экспертиз, проведено 20 тыс. проверок предприятий торговли и услуг, в т.ч. каждая седьмая — совместно с органами госконтроля. По результатам этих проверок уполномоченными органами наложено административных штрафов на юридические лица и их руководителей на сумму 8 млн. руб.

В то же время количество проверок, проводимых потребительскими организациями, с каждым годом сокращается. Главная причина – противодействие объединениям потребителей, которое порой чинят местные власти в ряде регионов. В результате от ответственности в минувшем году ушли многие тысячи нарушителей. Потерял и бюджет.

Так чего же ждут потребители от президента и нового правительства? Решения конкретных проблем. Одна из них – безопасность товаров и услуг. Потребители, пострадавшие в аварии в Трансвааль-парке, при взрывах бытового газа в нескольких городах России, отравившиеся некачественными продуктами и суррогатными напитками, – это жертвы нарушения одного из прав потребителей, признанных ООН, – права на безопасность. Государство должно контролировать безопасность товаров и услуг на соответствие не ве домственным нормативным актам, как сейчас, а законам.

Другая проблема – исключительно высокая доля контрафактной и фальсифицированной продукции на российском потребительском рынке. Сегодня необходима федеральная программа по борьбе с этим злом, угрожающим не только потребителям, но и добросовестным предпринимателям и интересам государства. Поэтому в ходе административной реформы госконтроль за безопасностью товаров и услуг должен быть только усилен.

Другая проблема, требующая решения со стороны государства, – доступность правовой помощи. Многие потребители не могут защитить свои права просто по незнанию правовых механизмов их защиты. А пойти к адвокату из-за неработающего утюга, протекающей крыши или развалившихся туфель невозможно – цены на услуги юристов многократно превышают цену вопроса. Общества потребителей консультируют всех желающих, но возможности общественных организаций ограничены. В то же время Конституция РФ гарантирует доступную правовую помощь всем гражданам России. Поэтому сегодня нужна государственная программа правовой помощи потребителям.

Если президенту и сформированному им правительству удастся в ближайшие четыре года проводить четкую государственную политику по защите прав потребителей, амбициозные планы России по вступлению в Евросоюз станут вполне реальными.

Всеволод Вишневецкий