Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Чего хотят женщины?

Почти во всех учебниках по маркетингу сказано, что женщина – это самый главный объект, по которому непрерывно ведется ожесточенный рекламный огонь во всем мире. Следовательно, поскольку большинство всех покупок делает женщина, удача на рынке ждет именно те товары, изготовители которых сумели заблаговременно и скрупулезно изучить психологию представительниц слабого пола. На эту тему в Голливуде снят даже целый фильм с Мелом Гибсоном в главной роли. При просмотре ленты нельзя не восхищаться, насколько развиты на Западе технологии продвижения продукции на рынке, основанные исключительно на уважении к рядовому потребителю.

Увы, россиянки, в отличие от своих заокеанских «коллег», пока не могут похвастаться таким же уважением своих прав потребителя у себя на родине. То и дело им приходится сталкиваться не только с низкокачественной продукцией, но и просто с грубыми подделками, например косметикой «Manhetten» вместо «Manhatten» или «Hugo Boso» вместо «Hugo Boss» и т.д.

И если такую фальшивку все-таки при желании можно распознать невооруженным глазом, то избежать покупки потенциально опасного косметического средства известной фирмы, изготовленного с грубейшими нарушениями в рецептуре, согласитесь, гораздо труднее. Ведь далеко не каждый покупатель имеет образование химика-технолога и способен, бросив взгляд на упаковку, скажем, тубы с кремом-маской «МИА» (концерн «Калина», г. Екатеринбург), определить, что в составе, указанном изготовителем, содержится консервант, который способствует образованию канцерогенных веществ — нитрозаминов. Именно такой консервант используют сегодня технологи концерна «Калина». Это удалось установить осенью прошлого года в ходе сравнительной экспертизы кремов-масок, проведенной ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» по заказу Некоммерческого партнерства контроль качества». Вряд ли технологи концерна «Калина» не знали, что применяемый ими консервант запрещен как Косметической директивой ЕЭС, так и российским СанПиН 1.2.676-97 «Гигиенические требования к производству, качеству и безопасности средств гигиены полости рта» («Петербургское качество», № 21(71)).

И хотя жалоб потребителей на парфюмерно-косметические средства стало гораздо меньше, чем еще несколько лет назад, этот сегмент рынка все-таки остается для большинства представительниц прекрасного пола этаким «минным полем», на котором легко можно нарваться на очень неприятные сюрпризы. А чтобы этого с вами, дорогие читательницы, не происходило, необходимо знать свои права и быть вооруженными минимальной суммой знаний.

Например, нужно знать, что согласно ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования» (введен с 01.12.2000 г.), изготовитель несет ответственность за использование в наименовании парфюмерно-косметических изделий таких терминов, как: «от перхоти», «увлажняющий», «солнцезащитный», «от морщин», «противокариесная», «устраняет запах пота», «водостойкая», «длительного действия», «изготовлен только из природного сырья» и других, характеризующих потребительские свойства и эффективность изделий. Иными словами, если у вас ничего не увлажнилось, перхоть не только не исчезла, но ее даже стало больше, а запах пота по-прежнему стоек несмотря ни на какие дезодоранты, вы имеете полное право обратиться в суд. Правда, в суде вы должны будете не только предъявить свои претензии, но и доказать их обоснованность. В борьбе за справедливость далеко не лишними окажутся заключения врача, показания свидетелей или протоколы независимой экспертизы.

Приобретая парфюмерно-косметические изделия, необходимо внимательно изучить информацию на упаковке. Если ее недостаточно или она плохо читается, нужно насторожиться: либо отказаться от покупки товара, изготовителю которого, по-видимому, есть что скрывать, либо попросить дополнительную информацию у продавца. Согласно ГОСТу, «информацию располагают в удобных для прочтения местах на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше. При небольших размерах потребительской тары, на которой невозможно изложить необходимый текст информации полностью, а также на сувенирных и подарочных наборах по усмотрению изготовителя допускается часть информации располагать на потребительской таре, а часть – на ярлыке, открытке, листе-вкладыше, прилагаемом или прикрепляемом к каждой единице ПК-изделия. Информацию наносят любым способом. Информация должна быть четкой и легкочитаемой».

Также необходимо отметить, что маркировка продукции должна быть стойкой ко всем видам физико-химических воздействий, а упаковка не должна угрожать здоровью и имуществу граждан. Например, соль для ванны в стеклянной банке, впрочем, как и гель для душа или жидкое мыло в аналогичной упаковке никогда не будут удостоены сертификата соответствия: случайно разбившаяся стеклянная тара может нанести существенный вред здоровью потребителя. Не получит одобрения экспертов и шампунь во флаконе без откидной крышечки или дозатора, равно как и баночка для крема с широким горлышком, не имеющая промежуточной крышки-прокладки.

При покупке парфюмерно-косметических изделий вы также имеете полное право потребовать от продавца вскрытия упаковки. Не сделав этого, вы рискуете обнаружить дома либо мутную жидкость, либо банальный недолив. А если дорогое изделие предназначено для подарка, ответственность за покупку должна возрасти вдвое: ведь в случае неудачного выбора будет омрачено не только ваше настроение, но и одаряемого.

Напоследок отметим, что покупать парфюмерно-косметические средства лучше в специализированных магазинах, посещать с этой целью павильоны рыночного типа и ларьки у станций метро по меньшей мере легкомысленно. А правильно выбрать косметику, в т. ч. лечебную, вам поможет только врач или квалифицированный косметолог.

В преддверии Международного женского дня 8 Марта редакция «ПК» желает всем петербурженкам и гостьям северной столицы весны, любви, счастья и всегда только правильного выбора!

Мы тоже знаем, чего хотят женщины!

Всеволод Вишневецкий