Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Десять дней на раздумье

необходимо потребителю, чтобы решить: нужен
ему или нет товар, заказанный через «Телемагазин»

Такова позиция правительства РФ, внесшего недавно на рассмотрение в Государственную думу очередные поправки к Закону «О защите прав потребителей».

По мнению основного разработчика нового законопроекта – Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, — необходимость подготовки законопроекта вызвана разработкой и принятием пакета законов, направленных на снятие административных барьеров в экономике и защиту малого бизнеса. В то же время новая редакция одного из самых часто нарушаемых законов призвана не допустить снижения государственных гарантий за щиты прав потребителей, обеспечить разумный баланс между интересами потребителей и предпринимателей и усилить ответственность за нарушение прав потребителей.

Новым законопроектом также предусматривается внесение изменений и в Гражданский кодекс РФ.

Если законопроект будет одобрен Госдумой, то потребитель будет себя ощущать более защищенным при покупке импортных товаров, при заказе товаров через «Телемагазин» и при покупке продуктов питания, содержащих в себе генетически модифицированные источники.

Безусловно, новацией законопроекта является установление ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей-импортеров за ненадлежащее качество импортных товаров, перечень которых утверждается правительством РФ. Ответственность наступает в случае отсутствия на территории РФ организации, уполномоченной иностранным изготовителем на принятие от потребителей претензий по качеству импортного товара. Необходимость установления ответственности импортера вызвана тем, что подобные уполномоченные зарубежными изготовителями организации в России, как правило, отсутствуют. К тому же на иностранных изготовителей действия законодательства РФ не распространяются, и отечественный потребитель не в состоянии предъявить претензию о возмещении ущерба напрямую, к примеру, «Сони» или «Филипс».

Еще более уверенными в своих правах обещает сделать законопроект любителей покупок дистанционным способом, то есть тех, кто привык заключать договоры купли-продажи на основании каталогов, проспектов, буклетов, фотографий, радио- и телерекламы, через Интернет или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.

По замыслу разработчиков, потребитель вправе отказаться от товара до его передачи потребителю, а после передачи товара он имеет право поступить так же в течение 10 дней.

В то же время потребитель не вправе отказаться от товара, который изготовлен по его заказу в целях исключительно индивидуального пользования, а также от товаров, не подлежащих возврату, по перечню, утвержденному правительством РФ. Кстати, эти положения, касающиеся дистанционного способа продаж, отвечают нормам действующего европейского законодательства.

Информация о содержании в продуктах питания генетически модифицированных источников (ГМИ) также должна стать обязательной на этикетках и упаковках вне зависимости от процентного содержания ГМИ в продуктах. Кстати, обязательная маркировка «еды Франкенштейна» предусмотрена в том числе и подготовленной Минздравом РФ Концепцией государственной политики здорового питания в России до 2005 г.

Не обошлось в подготовленном законопроекте и без «ложки дегтя» — положения, ограничивающего права потребителя при покупке технически сложных и дорогостоящих товаров. Но об этом мы расскажем читателям в следующих номерах «ПК».

Всеволод Вишневецкий