Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Что ГОСТ грядущий нам готовит?

«ПК» в предыдущих номерах уже предупреждало изготовителей и потребителей о вступлении в силу с нового года Изменения №1 с поправками от 19 июня 2002 г. и 10 октября 2002 г. к ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

Однако Госстандарт РФ постановлением №529-ст 30.12.2002 г. в очередной раз отодвинул официальное вступление в силу целой серии новшеств в области маркировки продуктов питания. Теперь – до 1 июля 2003 г. Этим же постановлением Госстандарт сохраняет право предприятий досрочного использования новой редакции ГОСТа на практике, уточняя при этом, что государственный контроль за соблюдением требований новой редакции стандарта может быть осуществлен только с момента его официального введения.

А раз так, то потребителям тоже необходимо хотя бы теоретически подготовиться к появлению на упаковках и этикетках пищевых продуктов новой информации.

Итак, начнем с наименования пищевого продукта. Оно должно быть нанесено на потребительскую тару четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне.

Не допускается в наименованиях продуктов указывать, что они являются продуктами типа другого известного продукта, например, вино типа Ркацители, минеральная вода типа Боржоми и т.п.). Нельзя будет больше дурить голову потребителям, называя палочки, вырабатываемые из рыбы или другого сырья, – «Крабовыми палочками», белковую икру – «Икрой зернистой осетровой». Таким образом новая редакция ГОСТа запрещает изготовителям давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, особых свойств, в том числе лечебных, которыми продукт не обладает.

Запрещается изготавливать под одним наименованием несколько разных видов пищевых продуктов, включать полностью или частично традиционные наименования в наименования вновь разработанных видов продуктов.

Информация о таких свойствах продукта, как «Выращенный с использованием только органических удобрений», «Выращенный без применения пестицидов», «Выращенный без применения минеральных удобрений», «Витаминизированный», «Без консервантов», и других допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации Госсанэпид - службы Минздрава РФ или Минсельхозпрода РФ.

Нанесение на пищевые продукты надписи «Экологически чистый» не допускается.

Если вы захотите купить к праздничному столу банку огурцов или томатов, на этикетке должна быть указана не только общая масса нетто, но и отдельно – масса основного продукта.

Теперь вниманию кормящих мам. Покупая для своих младенцев заменители женского молока, на банке вы должны найти информацию о преимуществе грудного вскармливания и необходимости назначения врачом схемы кормления. Не допускается наносить на тару изображение ребенка.

Вот еще несколько советов потребителям, которые можно почерпнуть в новой редакции ГОСТа. Покупая яйца, знайте, что диетические маркируются красной краской, столовые – синей. Если масло называется «Вологодское», а на пачке кроме «срока годности», «срока хранения» вы не видите «срока реализации», перед вами может быть подделка.

Не исключено, что к 1 июля появятся новые изменения, потом еще и еще и т.д. Но как бы то ни было, дорогие потребители, вооружайтесь знаниями нормативных документов, требуйте в местах торговли полную информацию о продуктах и товарах. Это и будет ваш вклад в программу «Общественный контроль качества», осуществляемую нашей газетой.

Всеволод Вишневецкий