Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Потребительский рынок на 85% работает с нарушениями законодательства

15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей. «Здоровое питание — здоровое население» — под таким девизом Роспотребнадзор предложил отметить этот день в России.

Уже который год подряд средства массовой информации сообщают нашим гражданам о традиции развитых стран отмечать день потребителя. С легкой руки президента США Д.Ф. Кеннеди, который в 1962 г. впервые провозгласил основные права потребителя, этот день широко отмечается сегодня в Европе и Америке. А вот в России он все никак не приживается. У нас привыкли отмечать праздники. А день потребителя у тех, кто отвечает в стране за памятные даты, почему-то не ассоциируется с чем-то радостным и веселым. Скорее наоборот.

На это есть, увы, известные причины, которые являются предметом постоянного изучения нашего издания вот уже седьмой год.

Официальная статистика Роспотребнадзора утверждает, что нарушения законодательства в сфере потребительского рынка сегодня вскрываются в 85% случаев. И это несмотря на то, что сократилось примерно на 7% количество плановых контрольных мероприятий, проводимых органами государственного надзора, что предусматривает ФЗ № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. По этому закону малый бизнес получил отсрочку от плановых проверок в течение трех лет с момента их госрегистрации. Это хорошо, если малый бизнес — добросовестный.

А если нет? Через три года можно поменять вывеску и дальше работать, не подвергаясь плановым проверкам. А потом опять поменять вывеску, и т.д. Но это уже так, лирическое отступление…

О росте числа правонарушений свидетельствуют и многочисленные обращения граждан в контрольные и надзорные органы. По сравнению с 2003 г. число заявлений и жалоб потребителей возросло в 2004 г. на 12%.

Структура нарушений прав потребителей остается стабильной. Лидируют здесь несоблюдение норм и правил торговли (45%), в т.ч. использование неповеренных весов, отказ продавца обменять товар или расторгнуть договор купли-продажи (таким договором является кассовый и товарный чеки). 35% от общего числа нарушений падают на обман, обсчет и обвес, введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара, предоставление заведомо ложной информации о происхождении товара. Ну и, наконец, пятая часть всех нарушений (20%) связана с реализацией некачественной и опасной продукции, употребление которой наносит существенный вред жизни и здоровью людей, их имуществу и окружающей среде. При этом большая часть такой продукции является фальсифицированной, контрафактной и находится в незаконном обороте.

Государство, конечно, пытается защищать права потребителей. Но в меру. Ведь если оно это будет делать слишком усердно, начнут страдать предприниматели. А вот подобный оборот дела уже никак не вяжется с задачами об удвоении или утроении внутривалового продукта в РФ к 2010 г.

Поэтому, дорогие потребители, у вас сегодня нет выбора, как только самим знать и защищать свои права, опираясь на закон «О защите прав потребителей». Закон, кстати, может стать для вас хорошим помощником, если его внимательно прочесть и научиться им грамотно пользоваться.

С днем потребителя всех и… успехов в деле защиты собственных прав!

Всеволод Вишневецкий