Левые товары и медвежьи услуги

Петербуржцы жалуются на качество нагревательных приборов, обуви, услуг ЖКХ и турфирм

9 ноября отмечается Всемирный день качества. В его преддверии мы обратились к Галине Ивановой, заместителю начальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, с просьбой рассказать об итогах проверок за 9 месяцев 2006 года качества непродовольственных товаров и оказания услуг.

Как нас нагревают
Основные нарушения по непродовольственной группе товаров связаны с несоответствием изделия требованиям сертификации, нарушением правил маркировки и отсутствием сопроводительных документов.

С приходом осенне-зимнего сезона граждане стали приобретать нагревательные приборы, которые, к сожалению, не идеальны. Так, было проинспектировано 49 организаций, изъято из оборота 102 электрических прибора (в том числе 61 импортный) на общую сумму 188,29 тыс. рублей.

По словам Галины Ивановой, отдел постоянно работает в рамках многолетней государственной программы по проверке видео- и аудио-кассет. За 9 месяцев было проверено 195 организаций, обследовано 8 440 единиц товара, изъято из оборота 4550 кассет на общую сумму 377,5 тыс. рублей. Изъятая продукция была признана фальсифицированной, материалы по ней переданы в правоохранительные органы. Много нареканий вызывает обувь. Отделом по защите прав потребителей было проинспектировано 70 организаций, проверено 3040 пар обуви (в том числе 1330 от зарубежного производителя). Из оборота было изъято 1140 пар на сумму 1 млн 294 рубля.

Потребители в основном жалуются на то, что кожаная обувь быстро облезает, ломаются молнии и супинаторы. Но бывают и случаи, когда в порче товара виноват сам потребитель, который неправильно использует изделие. Например, он может в мороз надеть кожаную обувь, чего в принципе делать нельзя - из-за низкой температуры поверхность потрескается.

Со всеми претензиями нужно обращаться в магазин, и если жалоба справедлива, продавец должен вернуть деньги или поменять товар. Но бывает, что магазин отказывает в подобном, уверенный, что продает высококачественную обувь, и предлагает покупателю провести экспертизу. Если правда оказывается на стороне потребителя, магазин должен оплатить процедуру экспертизы, обменять товар или вернуть деньги.

Недопоставка в ассортименте
Что касается выявления нарушений в сфере оказания услуг, всего за 9 месяцев поступило 722 жалобы, причем в 80% случаях потребитель был прав. Большую часть из них, а это 40%, составляют жалобы петербуржцев на неполное оказание жилищно-коммунальных услуг и неправомерное взимание платы за неоказанные услуги таких служб, как «Петроэлектросбыт», «Водоканал» и «Тепловые сети».

Еще один грех коммунальщиков - непредоставление обязательной информации. Так, ГУЖА и Жилкомсервис Кировского района были оштрафованы на 5 тыс. рублей каждый за непредоставление информации согласно ст. 14.8 части 1 Административного кодекса РФ. Дело в том, что на лестничных клетках каждого жилого дома должна быть вывешена доска с подробными данными о том, кто оказывает жильцам коммунальные услуги: название организации, ее реквизиты, адрес. В ряде домов такой информации не содержалось, за что юридические лица и были подвергнуты административному штрафу.

По окончании летнего сезона отделом были подведены итоги по выявлению нарушений в туристической сфере. Здесь также основные претензии - недополучение услуг (при поездке за рубеж). Бывает, что, оплатив путевку, потребитель через несколько дней отказывается от поездки. В договорах многих фирм на этот счет сказано, что компания может вернуть деньги потребителю с вычетом из этой суммы от 25% до 50%. То есть удержать наличные, потраченные компанией за понесенные ею затраты. Подобное действие категорически запрещено законом! Исполнитель услуг должен четко прописывать в договоре, что является фактически понесенным расходом (консульский сбор, и т. д.). В турфирме обязаны доходчиво объяснить потребителю, какие издержки были понесены, и в подтверждение предоставить конкретные документы. Если клиент не согласен с этими данными, он может обратиться в судебные инстанции.

Большое число компаний предоставляет своим клиентам информацию о стоимости услуг туризма в условных единицах. В Законе «О защите прав потребителей» сказано, что такого быть не должно - услуги должны предоставляться и оплачиваться только в рублевом эквиваленте. Если в фирме говорят, что для них это неприемлемо, и они работают только с международной валютой (евро, доллары), потребитель имеет право и должен получить информацию о курсе валют в соответствии с Центробанком. Если туроператор не предоставляет этой информации, лучше не пользоваться его услугами.