Сергей Русскин: «Я не сторонник никакой моды, предпочитаю «секонд-хэнд»

Сегодня на вопросы «Петербургского качества» отвечает популярный питерский актер театра и кино Сергей Русскин. В сентябре 2001 года за роли в театре «Комедианты», где он служит с 1994 года, и ряд кинематографических работ ему было присвоено звание заслуженного артиста России. В этом году Русскин получил приглашение стать ведущим актером труппы Театра Комедии им. Н.П. Акимова и дебютировал там в главной роли в спектакле «Доктор философии».

Трудолюбию Сергея можно позавидовать: за сравнительно небольшой отрезок времени им сыграно около 60 ролей в кино и 35 – в театре. Широкую популярность артисту принес образ Сереги в киноэпопее «Особенности национальной рыбалки (охоты и политики)», участие в фильмах «Операция «С Новым годом!», «Хрусталев, машину!», «Барак» и телесериалах «Тайны следствия», «Убойная сила», «Агент национальной безопасности», «Улицы разбитых фонарей».

Богат и театральный багаж. Множество работ в театре «Комедианты»: Кочкарев в «Женитьбе» Гоголя в постановке Михаила Левшина (приз зрительских симпатий СТД России), Де Гиш в «Сирано де Бержераке» Ростана, Чугунов в «Волках и овцах» Островского, режиссер и исполнитель моноспектакля «Остановка времени» О.Абе и М.Митуа. Штольц в «Обломове» Гончарова и «Продолжение идиота» – спектакль на двоих с Михайловским у Влада Фурмана в «Русской антрепризе», а также многое другое.

ОТК в театре нет

- Сергей, наша газета освещает вопросы качества во многих сферах производственной деятельности, сервиса и услуг. Первый вопрос метафорический. Как известно, в творчестве эталонов не существует. Кто же в театре отвечает за качество спектаклей – совместного творения актеров и постановщиков? Кто «контролирует» процесс производства – создание спектакля? Ведь ОТК, следящего за выпуском театрального продукта, нет и быть не может.

– «Знак качества» на спектакль ставит зритель, являющийся последней инстанцией. Для художественного руководителя театра, для артистов, режиссеров, художников, всего коллектива главное – это реакция публики.

Жизнь простого человека ныне крайне скудна, выбраться из коллизий обыденности порой очень сложно, и, возможно, единственной отдушиной для него может стать поход в театр. Театр демократический, ориентированный на широкого зрителя, а не на элиту, которой нужны изыски.

Пришел к нам человек, мы должны отработать «по полной программе», чтобы он ушел осчастливленным. А режиссер, которому актер, безусловно, доверяет, является полномочным представителем зрителя и как организатор процесса отвечает за качество и успех постановки. Критики же должны помогать театру и зрителю определиться, но зачастую их рецензии далеки от реальности.

– К чему обязывает вас восхождение на более высокие ступени творчества? – Появились новые задачи. Это разработка качеств ведущего актера. Надо поддерживать здоровье, потому что требуется колоссальная энергия, чтобы «тащить» весь спектакль; надо заниматься голосом, пробивающим достаточно большую аудиторию, и пластикой как способом выразительности не актера эпизода, а актера, способного играть главные роли. Сыграно очень много, а запомнилось из всего этого досадно мало. Пришло время, не размениваясь, сосредоточиться на крупных ролях, перейти с количества на качество.

«Магазин для меня – табу»

– А бывали у вас претензии к производителям по качеству продукции?
– К сожалению, у меня постоянно происходит нестыковка с материальными ценностями, потому что я больше ориентирован на мир идей. Если я лично что-то покупаю из вещей, они обычно бывают плохого качества и обязательно ломаются. Магазин для меня – табу. Поэтому всегда беру с собой кого-либо из знакомых, даю им деньги и прошу выбить чек в кассе.

Вот так приходится обманывать материальный мир, который меня ненавидит.

Думаете, бред сумасшедшего? Ничего подобного – такая у меня карма.

Когда техника ломается, начинаю ее ремонтировать. Разбираю, вхожу в экстаз, вынимаю изнутри всяческие детальки и привожу вещь в полную негодность. Никогда не обращался ни в фирму-изготовитель, ни в ремонтные организации, ни в общество потребителей – просто нечего было предъявлять. Что касается самого общества, мне кажется, оно необходимо на данный период развития демократии в нашем государстве.

– Какой критерий является определяющим, например, при выборе одежды? Что вы носите?
– Смотреть надо на соответствие цены и качества. В целом я не сторонник никакой моды, предпочитаю «секонд-хэнд». Нужно носить то, что уже изготовлено, чтобы оно исчезло, – это моя гражданская позиция, идеологическая установка. Придерживаюсь этого принципа не из-за того, что мне жалко денег. Мне дорог труд людей. Не могу представить, что когда мы так варварски истощаем и насилуем природу, в мире существует перепроизводство одежды, которая выбрасывается просто так.

– Становились ли вы жертвой рекламы или плохого обслуживания? Ваше мнение об уровне современного сервиса...
– Различные виды сервиса выходят сегодня на новую ступень развития, которая предполагает высокий материальный, социальный и интеллектуальный уровень потребителей услуг в частности и всего общества в целом. Человек начинает понимать ценность своего времени. Творческие люди готовы заказывать услуги по телефону и Интернету, платить за это деньги и экономить время, которое для них дороже денег. Так принято во всем цивилизованном мире. Не зря ведь говорят, время – деньги!

Кстати, у нас в Театре Комедии организован прекрасный сервис. В буфет по пятницам из фермерского хозяйства привозят творог, сметану, молоко. Набираю на всю неделю, и завтрак из молочных продуктов мне обеспечен.

Каждый человек имеет возможность повысить уровень и качество своей жизни, используя в «обслуживании» самого себя небольшие, но очень нужные штучки. Так, у меня дома есть блэндер – это такой особый смеситель.Загружаю в него банан, яблоко, кефир или простоквашу, мед – и получаю превосходный фруктовый коктейль.

Новый год настает
– Совсем скоро все мы будем встречать Новый год и Рождество. Какие события были самыми яркими для вас в минувшем году?
– Прошедший год стал одним из самых продуктивных и удачных: выпущено несколько новых спектаклей с моим участием. В полуфантастической лирической притче о жизни Андрея Миронова «О, шут мой, я схожу с ума!» в театре «Русская антреприза» я играю одновременно четыре роли. В спектаклях Театра Комедии мне пришлось заменить Виктора Сухорукова в двух его прекрасных работах: Виктор Розов («Мой вишневый садик») и Свистиков («Клавир для начинающих карьеру»).

Главным событием года стал дебют в этом театре в главной роли Живота Цвиевича в премьерном спектакле «Доктор философии» (постановка з.д.и.России Татьяны Казаковой) – дебют в новом качестве, ставший ответственным этапом, ступенью в моей театральной карьере.

Теперь я прекрасно понимаю, что спектакль, даже и содержащий фейерверк блистательных актерских работ, всецело зависит от исполнителя главной роли: если нет актера, способного помимо постановщика «тащить» на себе все действо, быть его сердцем, его энергетикой, – то нет и самого спектакля.

В декабре вышла еще одна премьера с моим участием. На этот раз я играю Яловецкого в спектакле «Яблочный вор». Если ты любишь кого-то, надо совершать поступки, чтобы эта любовь реализовалась, а не жить в мире иллюзий. Эта роль открыла мне потрясающий смысл нашей жизни: любовь, способность любить, так же как и талант, дается Господом. Любовь – это дар, и нельзя его хранить в себе.

– Как вы обычно встречаете Новый год и Рождество?
– Как правило, в 12 часов ночи я стою на сцене и поздравляю всех с Новым годом. Чаще всего это происходит в ресторанах, где собирается определенный круг артистов. Мне звонят заранее и просят провести такой вечер в качестве конферансье. Каждый показывает свой номер, а у меня в запасе всегда есть новогодние рассказы, байки, скетчи и много концертных номеров, которые я исполняю с большим удовольствием. Рождество всегда встречаю в кругу близких людей.

– Что вы можете пожелать читателям «ПК» и всем петербуржцам в новом году?
– Жизнь в России для многих пока еще нелегка. Можно уехать, но от своих проблем не убежишь – они всегда будут рядом. Поэтому я хочу пожелать читателям, зрителям и всем горожанам того, чего пожелал бы и себе. Надо все вытерпеть, перенести – это наша жизнь, наша биография, наша судьба, которую мы сами определяем. Желаю вам выдержки, выносливости и мужества, отваги и удачи, которые принесут успех. Говоря словами известной героини, надо терпеть и веровать.

 

 

 

 

Владимир Дмитриев
Фото: Алексей Румянцев