Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

В суде дело решай смело!

С нарушениями прав потребителей мы сталкиваемся на каждом шагу. Однако покупатели сами, зачастую не подозревая того, добровольно загоняют себя в ловушку! Как застраховать себя от возможных неприятностей, связанных с недобросовестным исполнением обязательств поставщиками товаров и услуг, корреспонденту «ПК» рассказали эксперты и специалисты в области защиты прав потребителей.

А У НАС В КВАРТИРЕ... ПОТОП
Семье Грудановых потребовался почти год, чтобы взыскать деньги с коммунальщиков за ненадлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. В результате халатности работников Жилкомсервиса № 2 Пушкинского района на крыше четырехэтажкки протекла кровля и талые воды затопили квартиру, где проживают два инвалида.

В результате протечки из-за сильной влажности в квартире разбухли окна (даже открыть форточку не представлялось возможным). Проводка искрила так, что пенсионеры боялись включать электричество и пользовались фонарем. Чтобы хоть как-то просушить затопленную квартиру, дочери супругов Грудановых пришлось купить тепловентилятор.

Поразительно: несмотря на составленные сотрудниками Жилкомсервиса № 2 акты от 18.01.2010 г. и 09.02.2010 г., где были зафиксированы факты протечки кровли дома и причинения повреждений в квартире, коммунальщики не спешили не то что ремонт в квартире пострадавших начинать, но даже приводить в порядок крышу!

СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

Время шло, а подвижек не наблюдалось. Пенсионеры приняли решение обратиться за юридической помощью.

25 марта 2010 года Грудановы обратились в Жилкомсервис с письменным требованием о возмещении ущерба, предлагая управляющей компании заплатить 150 тысяч, отремонтировать кровлю и... забыть об инциденте. Но представители Жилкомсервиса отказались принимать такие условия. Пенсионерам ничего не оставалось делать, как обращаться в суд. Заметим, что на момент рассмотрения спора судом период просрочки составлял 223 дня (!), в то время как в соответствии со ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» требования потребителей о возмещении убытков подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования. Неустойка за каждый день просрочки составляет 3% от цены услуги.

19 ноября 2010 года вступило в законную силу решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга по делу №2-1089/2010. Суд постановил: взыскать в пользу проживающих в затопленной квартире 202 031 рубль, включая неустойку в размере 30 тыс. руб. и моральный вред — 40 тыс. руб.

Кроме того, согласно п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя ответчика обязали заплатить штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а также госпошлину.

Всего Жилкомсервис № 2 Пушкинского района вместе с уплатой в государственную казну 103 тыс. 515 рублей раскошелился на 311 тыс. 286 руб., что в 2 раза больше, чем требовали Грудановы изначально. И это не считая того, что предприятие обязали в 15-дневный срок со дня вступления в силу решения суда произвести ремонт кровли дома, где проживают истцы.

ЭКСПЕРТИЗА ВАМ ПОМОЖЕТ!

В конце ноября прошлого года в квартире петербуржца Тимура Даутова произошло ЧП — разорвало батарею. В результате водой оказались залиты не только пол и мебель, но и стены, и даже потолок. По мнению владельца квартиры, разрыв радиатора произошел из-за повышения давления в системе центрального отопления. Так как контроль над техническим состоянием и надлежащим функционированием системы отопления возложен на управляющую домом организацию — ООО «Жилкомсервис №1 Калининского района Санкт-Петербурга», то именно она и выступила ответчиком в суде.

В досудебном порядке дело решить не удалось. Администрация Жилкомсервиса отказывалась возместить причиненный ущерб. За защитой своих прав потребитель обратился в Санкт-Петербургскую общественную организацию потребителей «Общественный контроль».

По словам юриста общественной организации, выиграть судебную тяжбу Тимуру Даутову помогла экспертиза мебели. Согласно оценке, ущерб, причиненный разрывом радиатора, составил 338 395 руб. 40 коп. Ответчику было нечего возразить. Он полностью признал свою вину и согласился с требованиями истца. Решением суда ООО «Жилкомсервис №1 Калининского района Санкт-Петербурга» возместило собственнику квартиры материальный ущерб в размере 338 395 руб. 40 коп., компенсировало моральный вред (5000 руб.), а также выплатило судебные расходы (оплата экспертизы — 57 069 руб.). Всего с ответчика было взыскано 400 464 руб. 40 коп.

Плюс ко всему в соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» 84 598 руб. 85 коп. было взыскано в пользу СПб ООП «Общественный контроль», столько же — в доход федерального бюджета.

СОВЕТЫ ЮРИСТА

Квартиру залили соседи или затопление произошло по вине эксплуатационных служб? Протекла крыша или нарушена герметичность стены? После проявления следов аварии юристы советуют встретиться с ее виновником и попытаться решить вопрос о компенсации или ремонте в досудебном порядке.

Если виновники аварии не хотят соглашаться с вашими требованиями, следует провести независимую экспертизу для определения стоимости ремонта и восстановления поврежденного имущества. Юрист подчеркивает, что в деле Грудановых основанием для оплаты ущерба от потопа стала именно строительно-техническая экспертиза, по которой ответчик (Жилкомсервис № 2 Пушкинского района) выплатил 120 тыс. рублей.

«В случае затопления потребуйте составить акт залива квартиры, — говорит юрист общественной организации потребителей. — Это первый и основной документ, который вам потребуется для последующего возмещения ущерба от затопления. Акт должен составить сотрудник эксплуатирующей организации. При составлении акта затопления квартиры следует как можно точнее зафиксировать все повреждения. Обязательно проследите, чтобы один экземпляр акта остался у вас (второй он заберет с собой). Если по каким-то причинам копии акта у вас не оказалось, то узнайте его номер и дату составления, чтобы позже акт можно было бы затребовать через суд.

В акте должно содержаться:

  • подробное описание последствий залива с указанием возможных причин произошедшего, а также указание на возможные скрытые повреждения;
  • полный адрес пострадавшей квартиры, дата составления, фамилии и должности сотрудников (не менее трех), составивших акт о затоплении;
  • если течь опасна для жизни (например, задета проводка), обязательно проследите, чтоб этот факт был отражен в акте;
  • хорошо, если к акту прилагается дефектная ведомость, в которой описаны испорченные водой вещи (бытовая техника, мебель и т. д.).

Оригинал акта залива должен находиться всегда у вас.

БРАКОДЕЛОВ ПРИВЛЕКЛИ К ОТВЕТУ

Руководитель организации, оказывающей услуги по экспертизе мебели, подчеркивает, что грамотная экспертиза в большинстве случаев позволяет урегулировать спор в досудебном порядке либо стороны приходят к мировому соглашению в ходе судебных разбирательств.

Так, мировое соглашение было достигнуто по делу Галины Соломатовой. В феврале 2010 года жительница города Пушкина купила диван-кровать по привлекательной цене — 12 100 руб. В процессе эксплуатации мебели стали проявляться недостатки. Диван-кровать перестал собираться в положение «диван» из-за поломки механизма трансформации, во всю длину матраца образовалась дыра шириной 30 мм, насквозь прощупывались спирали и кольца конусных пружин и т. д. и т. п. Женщина потребовала от продавцов мебели устранить брак. Однако продавец, как оказалось, и не собирался этого делать.

Спустя год, устав от пустых обещаний, Галина Соломатова направила в адрес компании письменную претензию, которая осталась без ответа. Только в апреле 2011 года (спустя год и два месяца) Галина решилась обратиться за экспертизой. Специалисты выявили множественные нарушения ГОСТа и установили, что все изъяны являются производственным недостатками.

Заключение экспертов послужило основанием для обращения в суд, Под напором неопровержимых улик ответчик капитулировал и пошел на мировое соглашение. Суд завершил свою работу 19 июля 2011 г., и уже 26 июля изготовитель выплатил Соломатиной практически трехкратную цену мягкой мебели — 31 тыс. 895 руб. Также изготовителя обязали вывезти бракованную мебель из квартиры.

По словам эксперта, мебельщики намеренно затягивали судебное разбирательство, надеясь, что истечет гарантийный срок. Дело в том, что в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом) по своему выбору вправе потребовать:

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денежных средств за товар.

Однако данные требования можно предъявить, если недостаток обнаружен в течение гарантийного срока. Если же такой срок продавцом мебели не установлен, то в пределах 2 лет со дня покупки.

Подготовила Дарья ДЕДОВА