Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Купил, проверил, сдал…

Продавцы технически сложных товаров, в которых потребители обнаруживают недостатки в течение 15 дней после покупки, не торопятся менять товар или возвращать деньги, как это предписано Законом «О защите прав потребителей». Вместо этого, пользуясь безграмотностью граждан, они посылают их в сервисные центры.

И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА

К своему стыду, я, корреспондент  «ПК», сама недавно стала жертвой недобросовестного продавца. Когда новенький мобильный телефон перестал подавать какие-либо признаки жизни уже на четвертый день эксплуатации, я со всеми чеками и гарантийными талонами пришла в магазин «Связной», откуда меня очень уверенно послали… в сервисный центр. И вместо того чтобы вернуть товар и потребовать деньги, я, забыв про поправки к ст. 18 Закона «О защите прав потребителя», которые действуют, кстати, уже три года, ждала, пока мне заменят перегоревшую плату…

ДВЕ НЕДЕЛИ НА ОБКАТКУ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ

Михаил Овчаров, заместитель председателя Общества защиты прав потребителей, рекомендует всем  как  следует обкатывать покупку в первые две недели эксплуатации, выискивая возможные недостатки. Это касается компьютеров,  холодильников,  стиральных машин, автомобилей, мобильных телефонов и другой «умной» техники.

Ведь если вам был передан товар ненадлежащего  качества,  и  оно  не было заранее оговорено продавцом, вы вправе воспользоваться статьей 18 Закона «О защите прав потребителей», которая гласит: «В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

• обнаружение  существенного  недостатка товара

• нарушение  установленных  настоящим  законом  сроков  устранения недостатков товара;

• невозможность   использования товара  в  течение  каждого  года  гарантийного  срока  в  совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».

Михаил Овчаров напоминает, что любые  из  перечисленных  требований должны быть предъявлены вами в  письменной  форме  посредством подачи заявления. Требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 указанного закона).

МЕНЯЕМ ТОВАРЫ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества предусмотрено статьей 25 того же закона. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный  товар  у  продавца,  у которого этот товар был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня его покупки.

Эксперт обращает внимание потребителей, что товары надлежащего качества подлежат только обмену, а не возврату. Если у продавца в день вашего  обращения  нет  в  наличии аналогичного   товара,   вы   имеете право обращаться к продавцу с требованием  о  расторжении  договора купли-продажи. В таком случае деньги вам должны вернуть в течение трех дней.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной документ, подтверждающий оплату указанного товара. Однако отсутствие чека не лишает вас права ссылаться на свидетельские показания (п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).

ЕСЛИ ТОВАР ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫЙ

В случае, если вы приобрели технически сложный товар (см. Перечень) и он оказался с недостатками, вам  вернут  деньги  или  обменяют его на доброкачественный только в одном из трех случаев: недостаток существенный, нарушен срок ремонта товара (45 дней) или товар побывал в нескольких ремонтах (по совокупности сроков более 30 дней).

Подготовила Олеся ПЕТРЕНКО