Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Анна Рухмакова: «Необходимо развивать разные форматы розничной торговли»

Назначение Анны Рухмаковой на должность заместителя председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли с функциями координации потребительского рынка на фоне других городских событий прошло не очень заметно. В том плане, что без особой помпы и громких заявлений о грядущих переменах в этом секторе экономики. В то же время не заметить приход нового руководителя невозможно, ведь впервые за всю новейшую историю Санкт-Петербурга у куратора потребительского рынка – женское лицо. Каких же перемен ждать теперь в этой сфере? На эти и другие вопросы главный редактор «ПК» Всеволод Вишневецкий попросил ответить Анну РУХМАКОВУ.

ГРЕЧКУ КУПИЛА В МАГАЗИНЕ У ДОМА

Сегодня потребительский рынок переживает не самые легкие времена. Аномальная двухмесячная жара и, как следствие, засуха ударили по рынку ростом цен и дефицитом продуктов питания. Исчезновение гречневой крупы с торговых прилавков — первая ласточка продовольственного кризиса, который, по мнению некоторых участников рынка, накроет страну уже совсем скоро. Уже ощущается дефицит картофеля, капусты, зерна, мяса. Цены на продукты питания постепенно растут.

Кстати, как ни странно, рыбоводы сегодня тоже считают убытки. Рыба просто отказывалась есть в жару. Даже в Карелии, где активно развивается форелеводство, температура воды доходила до 26 ОС, что привело, с одной стороны, к падежу рыбного стада, с другой — к его истощению. Этой ситуацией не преминули воспользоваться норвежские компании, которые немедленно взвинтили цены на рыбу. Вслед за ними не отстают и отечественные рыболовы, что уже привело к росту цен на отдельные породы рыб на внутреннем рынке.

— Как же город планирует сдерживать рост цен на продукты питания и когда наконец гречневая крупа появится опять в питерских магазинах?

— Начну с гречневой крупы. Она уже появилась в торговле. Сама лично вчера купила пакет гречи в магазине у дома на Васильевском острове, где я живу. Да и цена была приемлемая, около 20 рублей. Слышала, что в крупных гипермаркетах эта крупа также уже появилась. Собственно говоря, я ее исчезновение и не заметила — для моей семьи это продукт не первой необходимости.

Если говорить о сдерживании цен, то сегодня в стенах нашего комитета готовится специальная программа обеспечения продовольственной безопасности региона. Суть программы заключается всоздании городом запасов продовольствия. Для этого будут организованы специальные базы хранения продукции. В случае дефицита и резкого роста цен город будет выступать в качестве игрока на продовольственном рынке, не давая ситуации выйти из-под контроля. Программа должна быть запущена не позже весны будущего года.

АВТОЛАВКИ У МЕТРО: НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ…

— Как вы оцениваете состояние потребительского рынка города сегодня?

— На мой взгляд, эта отрасль сегодня неплохо развивается. Взять хотя бы развитие программы магазинов шаговой доступности или программу размещения автолавок по реализации населению продовольственных товаров первой необходимости. Кстати, вслед за хлебом и молоком скоро в автолавках у метро можно будет купить мясные и рыбные продукты. Развитие этой программы — хорошая поддержка городом изготовителей, представляющих малый бизнес.

Приведу некоторые цифры. Только за прошлый год сеть потребительского рынка Санкт-Петербурга увеличилась на 1400 предприятий различных форматов, в том числе стало больше на 600 магазинов, на 268 предприятий общественного питания, на 474 предприятия бытового обслуживания. Сеть гипермаркетов и супермаркетов увеличилась на 9 объектов. В 2009 году в отрасли создано дополнительно не менее 10 тысяч рабочих мест.

— Тем не менее программа развития сети магазинов шаговой доступности сегодня развивается медленнее, чем планировалось. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы придать этому проекту ускорение?

— Поскольку магазины шаговой доступности относятся к категории временных некапитальных объектов, надо упростить процедуру согласований по их запуску. Сегодня этот срок составляет девять месяцев. Мы должны сократить его максимум до трех. Во-вторых, мы будем расширять количество адресов, где такие магазины могут быть открыты. В-третьих, будем и дальше субсидировать предпринимателям из городского бюджета 50% арендной ставки. В этом году на эти цели выделено 10,5 миллионов рублей. Эта мера поддержки была введена в этом году и полностью себя оправдала: количество заявок возросло в два раза по сравнению с прошлым годом.

— Кстати, а почему закрылся магазин «Океан» на Комендантском пр., который в конце прошлого года открывали Валентина Матвиенко и Андрей Крайний, глава Росрыболовства?

— По всей видимости, владельцу магазина этот бизнес показался нерентабельным. Зато другая компания, открывшая вскоре магазин «Океан» на Сестрорецкой ул., уже готовится к запуску второго рыбного магазина. С целью развития этого формата город подготовил и подписал соглашение с Росрыболовством, предусматривающее определенные льготы для предпринимателей, развивающих сеть магазинов «Океан». Однако соглашение до сих пор не подписано Росрыболовством. Наш комитет со своей стороны готов оказать максимальную поддержку этому проекту.

— Какие нормативные акты, имеющие отношения к потребительскому рынку, сегодня готовятся в комитете?

— Недавно в Законодательное собрание Санкт-Петербурга был внесен проект регионального закона о торговле, принятие которого предусмотрено федеральным законом № 381. Также верстается программа продовольственной безопасности. На согласовании находится административный регламент, определяющий ассортимент и порядок размещения автолавок. Готовится программа по защите прав потребителей на период до 2012 года.

ИНФОРМИРОВАН, ЗНАЧИТ, ВООРУЖЕН

— Интересно, а нарушались ли когда-либо ваши права потребителя? Если да, то как вы их отстаивали?

— Честно, ни разу не нарушались! Мне, наверное, везло. Хотя, помню, купила как-то в одном гипермаркете импортный электрочайник. Через несколько дней он сломался. Подошла к стойке информации, объяснила ситуацию, и мне вернули деньги. Да, еще однажды каблук сломался, причем прямо в комитете. Больше проблем с обувью не было.

Кстати, в последнее время, прежде чем отправиться в магазин за продуктами, я стараюсь просмотреть результаты последнего мониторинга качества продовольственных товаров, который регулярно проводит подведомственное комитету учреждение «Центр контроля качества». Я очень люблю макароны с тушенкой, но, когда увидела, что к моей любимой марке тушенки есть замечания, перестала покупать мясные консервы вовсе.

Результаты мониторинга качества товаров — это важная информация для потребителей, обеспечивающая защиту их прав и законных интересов. И такой мониторинг должны проводить не только государственные органы, но и общественные организации. Тогда картина будет полнее и объективнее.