Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Милиция раскрыла тайны «икорной мафии»

Завершены следственные действия по делу о подпольном производстве и незаконном сбыте черной икры

Недавно произошло событие, которое без преувеличения можно назвать знаковым для петербургской правоохранительной системы: сотруднику городского следственного органа впервые удалось доказать вину дельцов так называемой «икорной мафии», занимавшихся незаконным производством и сбытом знаменитого русского деликатеса. За комментарием о подробностях этого громкого дела мы обратились к следователю по особо важным делам четвертого отдела Следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Главного следственного управления при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области капитану юстиции Олегу КОСАТЕНКО.

Схемы дикой наживы

- Для начала я хочу немного осветить ситуацию с черной икрой в Петербурге в целом.

В 2005 году в России был окончательно запрещен вылов осетровых рыб. Однако мошенники и в таких условиях разработали определенные преступные схемы дикой наживы на черной икре, пользуясь лазейками в законодательстве. Одна из них основана на том, что разрешен вылов осетровых рыб в научно-исследовательских целях. После исследований качественная рыба допускается в официальную переработку.

Мошенники поступают следующим образом: вылавливают, допустим, 2 т рыбы, из которых 1,5 тонны отбраковывают. Далее официально перерабатывается качественная рыба и ее икра, а фактически - вся. То есть под одно легальное производство гонят бракованную икру в тройном размере.

Другая схема - манипуляции с конфискатом Россельхознадзора, милиции, таможни и прочих организаций, имеющих право конфисковывать добычу браконьеров. Это полулегальная схема, сопровождаемая легальными документами на конфискат, которой широко пользуются предприятия - производители черной икры, поскольку переработка изъятой у браконьеров рыбы им разрешена. Правда, непонятно, как можно допускать в производство сырье без точной даты его заготовки и каким образом устанавливают срок годности готовой продукции, которая, кстати, выпускается по ГОСТу. По нашим оперативным данным, производители черной икры сами нередко организовывают браконьерский вылов осетровых рыб. Как правило, это икра ненадлежащего качества, поступающая в переработку без документов. С точки зрения юриста, понятно, что подобная схема не может эффективно работать без хорошо налаженных коррумпированных связей.

Еще одна мошенническая схема - выдача более дешевой икры за дорогую. Самая дорогая икра у каспийской белуги - дороже осетровой в 1,5 раза за единицу объема. Такая подмена встречается чаще всего. Бывает также, что икру амурского осетра выдают за икру каспийского осетра.

К вопросу о качестве
- Качественная черная икра вообще может добываться только от рыб в период нереста - весной и осенью. В другое время года икра бывает некачественной и внешне непривлекательной, так называемой жировой.

В заводских условиях для создания настоящего элитного продукта в производстве используются только соль и икра. Срок годности качественной икры составляет всего 3 месяца. Пастеризованная икра, выработанная методом термической обработки, по сути вообще является не черной икрой в деликатесном понимании, а лишь вареными «рыбьими яйцами».

В Петербург поступает только икра, обработанная солью. В основном она прибывает в наш город из Астрахани, с Дальнего Востока и Дагестана железнодорожным транспортом и авиацией контрафактно, и качество ее - с оглядкой на вышеописанные преступные схемы - априори сомнительно. Этот довольно скоропортящийся продукт необходимо быстро и полностью реализовать. Однако такие деликатесы весьма дороги по цене даже для оптовиков, а потому в городе находится много просроченной, не соответствующей ГОСТу и санитарным нормам черной икры. Ее пастеризуют на незаконных производствах путем термообработки, добавляют консервант, закатывают в стеклянную тару и продают оптовикам по более низкой цене. Именно такую продукцию различной степени некачественности и пищевого риска в основном можно встретить в питерских магазинах. Причем самый жуткий «отстой» достается гостям нашего города, которые приобретают знаменитую русскую икру в сувенирных бутиках.

Не слишком везет и участникам некоторых корпоративных вечеринок. Так, например, мы располагаем оперативной записью телефонного разговора фигурантов по делу, о котором далее пойдет речь, где клиент просит у оптовика продать ему сколько можно… (к сожалению, не могу при даме произнести это забористое русское слово, которое является в преступной среде термином, обозначающим икру самого низкого качества) для тостов на корабли. На это оптовик важно отвечает, что готов продать немножечко… эдакой «прелести» исключительно из доброго отношения в собеседнику. По его мнению, товар прекрасно бы долежал до Нового года и был бы продан с большей выгодой (заметим, что разговор происходил в начале мая). Вот чем порой доводится «лакомиться» весьма небедным гурманам!

Единственным критерием качества черной икры для оптовиков являются шеф-повара крупных ресторанов, которые никогда не приобретают этот продукт без предварительной пробы.

По сути, качество этого продукта не волнует ни оптовиков, ни их клиентов: в Петербурге можно реализовать любую икру. Похуже - подешевле. Получше - подороже. При этом она, как правило, сопровождается документами, удостоверяющими ее качество, нередко - подлинными. Так, на рынках, где порой икра реализовывалась недопустимым способом - в развес, на нее нам предъявляли ветеринарные свидетельства, выданные ветврачом. При этом сами медики утверждали, что икру толком не исследовали, поскольку у них нет таких возможностей, и выдавали свидетельство на основе чисто органолептического освидетельствования. Не буду делать далеко идущие выводы, но, по-моему, подобный контроль просто недопустим. Ведь только при попустительстве контролирующих органов в нашем городе могут процветать подпольные производства черной икры, деятельность одного из которых нам удалось прекратить…

Вареные «рыбьи яйца» в ржавой ванне…
- Уголовное дело относительно генерального директора ООО «Бегемот» Владимира Михайловича Рынского было возбуждено в июне 2005 года на основании данных оперативной разработки его преступной деятельности, которая велась еще с осени 2004 года. Фирма Рынского занималась оптовой продажей черной, красной икры и других морских деликатесов. Это предприятие вообще не вело какой-либо легальной деятельности, а полностью работало по схеме фирмы-помойки, сбывая левый товар по поддельным документам. Рынский реализовывал свои товары на городских рынках, в основном на Василеостровском. Торговал как сам, так и через различные ЧП. Стоит отметить, что незаконный предприниматель осуществлял поставки черной икры и в такие престижные места, как гранд-отель «Европа», Елисеевский магазин и бутики «Гранд Паласа». К слову сказать, Рынский каким-то образом даже умудрялся заверять свои поддельные документы в Торгово-промышленной палате. Тут будет уместно упомянуть, что в связи с огромной конкуренцией между оптовиками черной икры, для элитных покупателей они практикуют систему откатов (материальных поощрений конкретных лиц, способных повлиять на принятие решения о закупке).

В ходе оперативной разработки по Рынскому была выявлена преступная деятельность одного из его поставщиков черной икры - уроженца города Астрахани, ныне жителя Петербурга Андрея Геннадьевича Карпенко. Действовал он по самой распространенной и надежной для подпольных производств икры Петербурга схеме, основанной на личном и прочном контакте с хозяйствующими субъектами Астрахани. Пользуясь преступными связями своей жены Фатымы Фатыховны Карпенко, он получал непосредственно от ее родственников из Астрахани черную икру, крышки и банки, которые доставлялись на берега Невы по железной дороге.

На съемной квартире Карпенко устроил незаконное производство черной икры, которое представляло собой незабываемое зрелище: в условиях полной антисанитарии, прямо в ржавой ванне булькало зловонное варево, которое некогда было благородной черной икрой. Согласно технологии этого своеобразного производства, икру варили при температуре +55 оС на протяжении 3,5 часа. После эдакой пастеризации Карпенко добавлял в кашу из вареных «рыбьих яиц» консервант и затем закатывал готовый «деликатес» в стеклянные банки с помощью самодельного оборудования. На маркировке своего товара он незаконно ставил товарный знак известного астраханского производителя ООО «Русская икра», которое, к слову сказать, вообще не отгружало в 2005 году икры в Северо-Западный регион.

… и серьезные «бабки» в автомобильной покрышке
Во время обыска в квартире Карпенко было изъято более 200 кг черной икры в транспортировочной таре и расфасованной в банки, самодельное оборудование, поддельная печать ООО «Русская икра» и записи черной бухгалтерии. Кроме того, в автомобильной покрышке делец хранил порядка 700 тысяч рублей в отечественной и иностранной валюте.

Как выяснилось в ходе следствия, Карпенко имел свою постоянную клиентуру, куда помимо предприятий торговли различных форматов входили даже представители городской администрации.

По данным черной бухгалтерии, с 2002 по 2005 год Карпенко реализовал черной икры на сумму 32 миллиона рублей. Хочу подчеркнуть, что, по представлениям сотрудника органа следствия, этот преступный доход представляется смешным в сравнении с прибылью крупных икорных дельцов Санкт-Петербурга, а предприятие Карпенко выглядит на их фоне мелкой сошкой с мизерными оборотами.

Еще один момент. Изъятая нами продукция, поставленная Рынским в различные торговые точки города была подвергнута нами комплексным исследованиям по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям в ФГУП ВНИИ Рыбного хозяйства и океанографии (Москва). Санитарно-микробиологический контроль продукции проводился согласно следующей нормативной документации: ГОСТ 10444.15-94 «Продукты пищевые. Методы определения количества мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов», ГОСТ Р 504740-93 «Продукты пищевые. Методы определения количества бактерий группы кишечных палочек (колиформных бактерий), ГОСТ 10444.2-94 «Продукты пищевые. Методы выявления и определения Staph. aureus», ГОСТ 29185-91 «Продукты пищевые. Методы выявления и определения количества сульфитредуцирующих клостридий», ГОСТ Р 50480-93 «Продукты пищевые. Методы определения дрожжей и плесневых грибов». Каждая из многочисленных проб икры оказалась бактериологически обсемененной той или иной патогенной микрофлорой, в частности, бактериями группы кишечных палочек - вся исследованная икра. Как вы понимаете, после посещения цеха Карпенко подобные результаты не стали для меня неожиданностью.

В настоящее время по «икорному» делу проходят 5 обвиняемых - организаторов и исполнителей преступления. Карпенко арестован, остальные находятся на подписке о невыезде. На сегодня следственные действия завершены, обвиняемые и их защитники знакомятся с материалами уголовного дела, которое в ближайшее время будет передано в суд. Материалы дела составляют 21 том документации, 33 аудиозаписи и 5 видеозаписей, подтверждающих преступную деятельность обвиняемых.

Всем пяти фигурантам вменяется три состава преступления: легализация доходов, добытых преступным путем, незаконное предпринимательство и использование чужого товарного знака. Максимальное наказание, которое грозит обвиняемым, - 10 лет лишения свободы. Какое время проведет за колючей проволокой каждый из них, определит суд согласно степени участия в преступлении.

В заключение хочу поделиться выводами, которые назрели по завершении «икорного» дела. Первый и самый неутешительный - в нашем городе нет и в обозримом будущем не будет качественной черной икры. Второй - система ветеринарного и санитарно-эпидемиологического контроля в данном аспекте, мягко говоря, представляется неэффективной.

Подготовила
Марина КОЛЕСОВА