Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Игорь Ракитин: «Мои права потребителя нарушаются постоянно»

Главный санитарный врач по г. Санкт-Петербургу дал эксклюзивное интервью газете «Петербургское качество», в котором рассказал, что принципиально не платит за коммунальные услуги, оказываемые ему жилищно-эксплуатационной организацией не в полном объеме, а также поделился своими взглядами на решение непростых проблем, остро стоящих сегодня на потребительском рынке города.

Вот уже полтора года Игорь Ракитин возглавляет санитарную службу нашего города или, как она официально называется, Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая входит в состав Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Поскольку это длинное название ведомства не каждый может выговорить (не то что запомнить!), существует краткое, наводящее трепет на многих предпринимателей, наименование - Роспотребнадзор.

Несмотря на эту довольно строгую аббревиатуру, главный санитарный врач по г. Санкт-Петербургу совсем не похож на грозного чиновника, фамилия которого способна навести ужас на предпринимателей, нарушающих санитарные нормы и потребительское законодательство. Напротив, мягкость манер и вежливость в общении убеждает в том, что перед тобой руководитель необычного типа, чиновник-философ, строгость которого по отношению к своим подчиненным граничит с неподдельной добротой и уважением.

Не отвечает «общепринятым» стандартам и скромный кабинет Игоря Анатольевича. Зато СанПиНу - на 100 процентов! Главный санитарный врач принципиально не пользуется компьютером (из-за вредности для здоровья ПК просто нет на столе), а свет в кабинете - только дневной (искусственный Игорь Ракитин называет «ядовитым»). Единственное украшение кабинета, в котором нет ни модных аксессуаров, ни дорогой мебели, ни огромной плазменной панели, - черно-белый портрет президента Путина на стене. Тут уж ничего не поделаешь - положение обязывает…

Игорь Анатольевич человек не публичный. Он редко выступает на конференциях, не любит давать интервью и лично участвовать в различных мероприятиях, не связанных с непосредственной деятельностью территориального управления. Однако для читателей газеты «Петербургское качество» согласился сделать исключение: рассказать о работе надзорного органа и поделиться своим видением решений непростых проблем, остро стоящих сегодня на потребительском рынке города.

Саммит стал для нас серьезным испытанием
- Как Вы оцениваете работу Управления за полтора года его существования?

- Управление было образовано 1 марта 2005 г. На всех направлениях его деятельности в настоящее время наблюдается положительная динамика. И это несмотря на то что численность нашего коллектива уменьшилась в четыре раза по сравнению с дореформенным периодом, когда надзором в сфере защиты прав потребителей разрозненно занимались городская санитарная служба, управление Госторгинспекции по городу и области и отдел защиты прав потребителей в составе антимонопольного органа. Хочу особо отметить, что сокращение численности не повлекло за собой снижения количества мер административного воздействия, как то: штрафов, приостановления деятельности предприятий, материалов, переданных в суд и прокуратуру. Более того, средняя сумма штрафов увеличилась, повысилось количество штрафов, взимаемых с юридических лиц. Возрос процент взыскиваемых штрафов.

Июльский саммит «Большой восьмерки» стал серьезнейшим испытанием для нашего коллектива. И он достойно с ним справился, получив от губернатора Санкт-Петербурга высокую оценку. Многие сотрудники получили благодарность и от министра здравоохранения.

Успешной можно назвать и работу по предотвращению птичьего гриппа. Нам удалось скоординировать деятельность в этом направлении двух субъектов Федерации - Санкт-Петербурга и Ленинградской области, создать своеобразный штаб вместе с ТУ Роспотребнадзора по Ленинградской области и Россельхознадзором. Вице-губернаторы города и области Людмила Косткина и Юрий Голохвастов также помогают нам решать эту непростую проблему.

Другое наше достижение - увеличение числа привитых от гриппа граждан. В советское время прививками занималось государство. Только в Ленинграде прививочные бригады прививали от гриппа 1 млн человек. После распада страны система всеобщей вакцинации приказала долго жить. Против гриппа в 2004 г. за счет средств города было привито всего 340 тыс. человек (7% населения города). Нам удалось за год выйти на средний показатель в стране - 11,5 % привитых от общего числа жителей. Уверен, что в этом году в рамках нацпроекта в сфере здравоохранения мы дополнительно привьем еще 550 тыс. человек и получим 20% привитого населения, или 1млн 100 тыс. жителей.

Не менее настойчиво мы пресекаем поступления на рынок фальсифицированной и контрафактной алкогольной продукции и минеральной воды. По состоянию на 25 августа 2006 г. за весь период деятельности Управления забраковано 4 тыс. литров отечественной и импортной алкогольной продукции. Объем приостановленной к реализации продукции составил 250 000 литров. На продавцов «левого» алкоголя наложено 330 штрафов, в т. ч. 14 - на юридических лиц. В суд передано 17 дел, в Лицензионную палату - 9.

В то же время надо отметить, что алкогольная продукция, реализуемая на петербургском рынке, более качественная, чем в целом по стране. У нас по показателям безопасности не соответствуют 4,4 % проверенных образцов, а по России - 8,8%. Это результат успешной деятельности нашей службы. Руководитель Федеральной службы Геннадий Онищенко недоумевал, почему в Петербурге так мало бракуется продукции по сравнению с другими регионами. Нам удалось доказать, что невысокий процент забраковок - результат активной работы, проводимой нашим Управлением в предыдущие годы.

Судьи не понимают того, что Ленин понимал
- Изменилось ли Ваше мнение о системе защиты прав потребителей или надо что-то менять в плане законодательства?

-Законодательство у нас неплохое. Проблема заключается в отсутствии у судов практики его применения. Судьи только начинают знакомиться со сферой нашей деятельности. Им пока многое непонятно, поскольку они нашими делами никогда не занимались. Поэтому, например, судьи, как правило, не поддерживают нашего мнения о приостановлении деятельности того или иного предприятия. Жалеют предпринимателя. Не понимают того, что Ленин понимал: либо вошь убьет советскую власть, либо советская власть победит вошь. Тогда, в 1918 году, был брюшной тиф… Сегодня, к счастью, нет таких страшных эпидемий. Но опасность все равно сохраняется. И об этом забывать никак нельзя. До августа 2005 г. мы могли сами закрывать предприятия, теперь - только по решению суда. Как правило, предприниматель отделывается небольшим штрафом, что позволяет ему не менять в корне свое отношение к санитарному состоянию производства.

Даешь нацпроект по борьбе с фальсификатом!
- Наше издание регулярно вскрывает многочисленные факты фальсификации продукции и сообщает об этом потребителям. Но от этого фальсифицированных товаров на рынке меньше не становится. Как же победить это зло?

- Боремся с этим делом. Но пока получается так, как в сказке: отрубаем гидре одну голову, а у нее еще две вырастает. Рассмотрим в качестве примера контрафактную аудио-визуальную продукцию. Регулярно проходят акции по ее изъятию и уничтожению. Но искоренить контрафакт трудно, потому что у него низкая себестоимость и его выгодно производить. Только изымать продукцию у торговцев бесполезно, надо выявлять и закрывать подпольные производства.

Думаю, что для решения этой проблемы необходим национальный проект по борьбе с контрафактом и фальсификацией. Для реализации такого проекта надо создать целую систему, в т. ч. разработать регламент утилизации фальсифицированной продукции. С другой стороны, надо сделать так, чтобы сами предприниматели, обнаружив у себя фальсифицированную или некачественную продукцию, имели возможность самостоятельно ее направлять на утилизацию. Должна быть создана такая система мер, при которой предприниматель мог бы добровольно отказываться от поставщика недоброкачественного сырья.

В сентябре прошлого года мы предложили губернатору Санкт-Петербурга разработать систему утилизации забракованной продукции. Однако уже год прошел, а решение этого вопроса так и не сдвинулось с мертвой точки. Тем не менее совсем скоро наша служба начнет проводить проверки в крупных сетях, в рамках которых инспекторы будут обращать особое внимание на наличие фальсифицированных продуктов питания.

Количество нарушений не снижается
- Нарушений прав потребителей стало меньше?

- К сожалению, нет. Этот показатель стабильно держится на уровне 80%.

Одними надзорно-контрольными мерами его не снизить. Ситуация может измениться в лучшую сторону, если создать условия предпринимателям, при которых им станет невыгодно заниматься фальсификацией и реализацией просроченных товаров.

С другой стороны, сами потребители должны отказаться от покупки некачественных товаров. Тогда предпринимателям будет невыгодно ими торговать. Однако сегодня потребители с невысокими доходами жаждут дешевой продукции. Их не смущает, что она просроченная, некачественная или фальсифицированная. Когда мы «зачищали» Сенную площадь от несанкционированной торговли, граждане нас просто проклинали. Причем не только малообеспеченные, но и те, которых причисляют к среднему классу.

- Ваше отношение к общественным организациям потребителей?

- Отношение самое положительное. У нас существуют соглашения с общественными организациями. Если мы будем только одни от лица государства заниматься защитой прав потребителей, мы не получим эффективных результатов.

«Я не плачу и платить не буду!»
- Нарушаются ли Ваши права потребителя? Если да, как Вы их отстаиваете?

- Нарушаются постоянно! Но я борюсь за свои права потребителя как обычный гражданин, не используя должностного положения.

Например, я не плачу жилищной конторе за те услуги, которые она не оказывает мне на протяжении многих лет: за уборку лестницы, за содержание придомовой территории и т. д. У меня образовался долг, и очень солидный. Но я как не платил за «воздух», так и платить не буду! Оплачиваю только то, что получаю на самом деле: воду, электроэнергию, телефон, вывоз мусора (через пень-колоду, но вывозят!). Почему я должен платить, если лестницы не убираются, если подвал затоплен, если трубы не меняются и мы, жильцы, за свой счет это делаем?

Я предложил жилконторе заключить со мной договор на обслуживание, но, когда ознакомился с предложенным вариантом, отказался ставить свою подпись: документ был составлен в пользу обслуживающей организации. Дело дошло до суда. Но мировой судья принял сторону жильцов, согласившись с нашими доводами. Сейчас мы у себя в доме создаем ТСЖ.

- Что Вы считаете для себя главным в работе?

Главное - все. Нельзя упускать абсолютно ничего. Но если философски ответить на этот вопрос, то главное для меня - это строить работу на нравственных принципах.

Беседовал
Всеволод ВИШНЕВЕЦКИЙ
Фото автора